Наркомания в подростковой среде - Статьи - Как бросить курить - Антиникотин
Бросим курить Гость!
Суббота, 03.12.2016, 01:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Бросай курить

Категории раздела

Хотят бросить курить


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Бросай с нами

Найди как бросить курить

Как бросить курить

Главная » Книги и статьи » Статьи

Наркомания в подростковой среде
15.11.2012, 10:03
 
Одной из самых актуальных проблем нашего общества это проблема наркомании. Особенно острой она стала в наше время из-за того, что к употреблению наркотиков привлекается все больше молодых людей, и даже несовершеннолетних. Особую опасность представляет употребление наркотиков подростками в возрасте до 14 лет. Обычно первый прием наркотика происходит в компании, где бывалые товарищи предлагают попробовать наркотик. Отказ принять первую дозу вызывает насмешки товарищей, и подавляя в себе инстинкт самосохранения подросток принимает наркотик. Как показывает практика , после первого приема практически невозможно самостоятельно отказаться от приема наркотиков. Все наркотические препараты обладают свойством "привыкания". Приняв первую дозу наркотика организм в дальнейшем начинает требовать следующую. Порою принятие первой дозы вызывает трагические последствия, так как организм человека по-разному реагирует на наркотические средства. Наведем один из примеров:
   Андрей Г., 15 лет, учащийся техникума. После ссоры с родителями ушел из дома. Встретил малознакомого Николая, который предложил переночевать у него. Николай предложил выпить с ним таблетки, которые создают "интересные" ощущения. После приема таблеток Андрей смутно помнил события, которые происходили с ним. Его обнаружил в подворотне наряд милиции и вызвал скорую помощь, которая доставила его в реанимационное отделение местной больницы. На протяжении трех дней врачи боролись за жизнь Андрея. В дальнейшем Андрей не принимал наркотиков, но тот кошмар, который он пережил он запомнил на всю свою последующую жизнь. И таких примеров можно привести множество.
Как мы уже отмечали различные наркотики по-разному влияют на организм. У подростков с еще незрелой нервной системой очень часто наблюдается нарушение психики. Они не в силах контролировать свои действия и поступки, что часто приводит к трагическим последствиям.
   В среде наркоманов бытует правило - как можно больше вовлечь в свою компанию новых членов. Первую дозу они обычно предлагают бесплатно. Так Николай сознательно хотел приучить Андрея к употреблению наркотиков. "Бесплатные" дозы продолжаются до тех пор, пока человек станет наркозависимым, а для этого нужно совсем немного времени, иногда бывает достаточно 1-2 доз. После этого уже приходится платить, сполна покрывая "бесплатные" дозы. Это так называемая пирамида наркомании. 
  Употребление наркотиков вызывает в организме человека необратимые изменения, происходит разрушение психики. У человека употребляющего наркотики полностью разрушаются моральные устои. Для того чтобы получить очередную дозу они готовы совершить любое преступление. Наркодилеры сознательно стараются приучить к употреблению наркотиков новых потребителей, так как они на этом неплохо зарабатывают. Особое внимание они уделяют подросткам из состоятельных семей, так как кошельки их родителей приносят им приличный доход.
Постоянное употребление наркотиков приводит к пагубным результатам. Наркоманов постоянно преследуют различного вида болезни. Одно из самых серьезных заболеваний - это шизофрения. Человека употребляющего наркотик начинают преследовать различного вида фобии. В состоянии психоза у него появляются беспричинные страхи, ему кажется, что ему угрожают, даже самых близких людей он принимает за врагов. Поэтому нередко в среде наркоманов случаются беспричинные драки, иногда приводящие к смертельным исходам. Постоянное употребление наркотических средств приводит к полной деградации личности. Наркоманы быстро стареют. Различного вида болезни внутренних органов, а также головного мозга, приводят к быстрому старению организма. Редко какой наркоман доживает до 40 лет. Государство ведет постоянную борьбу с наркоманией. В Законах Украины предусмотрена уголовная и административная ответственность за употребление, изготовление, хранение и распространение наркотических средств. Ответственность наступает с 14-летнего возраста. За правонарушения, связанные с наркотическими средствами, которые совершили несовершеннолетние подростки в возрасте до 16 лет, несут их родители или их опекуны. Поэтому надо постоянно помнить о той угрозе, какую несут с собой наркотические препараты. Наркомания это зло, с которым надо вести постоянную борьбу.

 
Социальные факторы и мотивы потребления учащейся молодежью наркотических и токсических веществ
 
 Социальные факторы потребления наркотических и токсических веществ во многом идентичны факторам ранней алкоголизации. Не случайно, у современных учащихся эпизодическое потребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ прекрасно "уживаются" друг с другом. Во всяком случае, употреблению наркотиков всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Снятие подростком внутреннего запрета на потребление алкоголя фактически снимает запрет на потребление других психотропных средств, что не осознается взрослыми. Ведь стереотипы восприятия психоактивных веществ взрослых и несовершеннолетних не совпадают. Если взрослый человек рассматривает, например, алкоголь как элемент обыденной жизни, то подростки часто, анализируя произведенный им эффект, видят в нем новый смысл бытия, формируется иное, чем у взрослых, ценностное отношение к измененному состоянию сознания как таковому. 
 
 Среди факторов подростковой наркомании можно выделить следующие:
 
- глобальные социальные и социокультурные;
- индивидуально-биологические (физиологические);
- индивидуально-психологические особенности и аномалии личности;
- социально-психологические и социально-педагогические.
 
 Индивидуально-биологические особенности личности ( наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве, органические поражения мозга, задержка интеллектуального развития) могут влиять на развитие ранней наркомании. Однако, эти особенности не могут объяснить аддитивного поведения значительной части несовершеннолетних, массового потребления ими психотропных средств. К индивидуально-биологическим можно отнести и возрастные психофизиологические особенности подростка, которые могут быть косвенными факторами первичной наркотизации, например. психоэндокринный сдвиг в подростковом возрасте как особом периоде физиологического развития, когда вследствие изменений общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения пограничных нервно-психических расстройств и связанных с ними поведенческих реакций. В подростковом возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушительного поведения. Конечно, в этом поведении преобладает внешняя, демонстративная поведенческая детерминанта, но это не снижает опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения и увечья и даже перспектива смерти не являются для подростка барьером на пути принятия "своих" решений. 
 Однако, возрастные психофизические особенности не доминируют как факторы первичной наркотизации. Ведь одни старшеклассники, находясь в объективно равных психофизиологических возрастных условиях, сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Некоторые исследователи считают, что индивидуально-психологические факторы, связанные, главным образом, с особенностями характера, оказывают влияние на риск быть вовлеченным в систему потребления наркотических и токсических средств. Эти вещества, с их точки зрения, потребляют молодые люди с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий, заниженной способностью к длительной целенаправленной деятельности, раздражительные, склонные к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи. Другие исследователи связывают аддитивное поведение с выраженной акцентуацией характера, причем, тип акцентуации определяет, с их точки зрения, предпочтительный выбор психоактивного вещества (эпилептоиды предпочитают галлюциногены, истероиды - транквилизаторы, шизоиды - опиаты и гашиш). Однако, представленная точка зрения не разделяется большинством педагогов и психологов, поскольку перечисленные выше особенности характера (выявленные, кстати, у молодых потребителей психотропных средств) могли быть сформированы условиями длительного их приема. 
 Искать в личности подростка некую специфическую предрасположенность к наркомании - ошибочно. Но, хотя "донаркотической" личности не существует, достаточно часто отмечается ряд общих черт, свойственных подросткам, употребляющим наркотические и токсические вещества. И среди них одно из главных - низкая психоэмоциональная устойчивость и склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти выход из психотравмирующей ситуации. Эти черты свойственны не только подросткам с аддитивным поведением, но и в целом социально дезадаптированным подросткам. Часто эти люди, столкнувшись с невозможностью преодолеть фрустрирующую ситуацию, не имеющие эффективных способов психологической защиты, оказываются перед выбором: невроз или употребление психотропных средств. Употребление последних, в данном случае, можно рассматривать как защитную активность перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее значимых потребностей. У подростков с аддитивным поведением отмечается также отсутствие некоторых, присущих возрасту, новообразований, необходимых социальных качеств, отсутствие или ослабление мотивов к учебе и трудовой деятельности, социальная инфантильность с ее установкой на материальную зависимость от взрослых, недостаточно развитые элементы самоопределения (видение своих будущих социальных функций, места и роли в социальных группах, куда он намерен войти), неспособность адекватного восприятия социальных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляцией поведения. Все перечисленное выше - социальные, а не индивидуально-личностные качества, связанные с аномалиями характера. Да и маловероятно, чтобы все потребители, например, канабиса (марихуана, гашиш) или "экстази" имели личностные расстройства.  К социально-педагогическим факторам, способствующим аддитивному поведению, следует отнести перечисленные выше признаки социальной незрелости личности, добавив сюда также отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых ценностных установок, узкий и неустойчивый круг интересов, отсутствие увлечений, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений. 
   Употребление наркотических и токсических веществ можно рассматривать как частный случай культа потребительства, к сожалению, распространившегося среди молодежи, а именно, как стремление "потреблять счастье как товар". Этим, в сущности, тоже может быть обусловлено отсутствие внутренних запретов на прием психотропного вещества. 
  Нарушенная социальная микросреда, дезадаптация подростков в ближайшем значимом социальном окружении могут рассматриваться в качестве социально-психологических факторов подростковой наркомании. Сюда в первую очередь следует отнести функционально несостоятельную семью. В широком смысле под ней понимается семья, в которой подросток не чувствует себя комфортно по различным причинам. Этими причинами могут быть дефектные условия воспитания, искажение семейных взаимоотношений, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, отсутствие братьев и сестер, раннее вынужденное освобождение из-под опеки взрослых, алкоголизм или наркомания у кого-либо из значимых для подростка взрослых. 
 Однако, отклонения в его поведении не связаны жестко с объективными характеристиками жизнедеятельности семьи. Специфика значимого социального окружения, в первую очередь социокультурная специфика первичной социализирующей группы (семьи), будет более тесно связана с особенностями подростковой девиантности. Социальных педагогов, работающих в тесной связи с инспекциями по делам несовершеннолетних, давно насторожил следующий факт. Если раньше на учете в ИДН и на внутришкольном учете стояли в основном подростки из социально неблагополучных семей, то сейчас отмечается рост таких несовершеннолетних из семей обычных, без видимых признаков неблагополучия. Например, только четвертая часть всех подростков, состоящих на учете в ИДН в г. Солигорске живет в семьях, где полностью отсутствуют условия воспитания. Таким образом, и в значительной части "нормальных" семей могут существовать условия, детерминирующие рост некоторых форм девиантности.  К социально-психологическим факторам аддитивного поведения подростка следует отнести и возможное нарушение взаимоотношений в учебной группе или группе общения ("компании друзей"), либо низкий групповой статус. 
  Перед дезадаптированным подростком возникает много проблем. Нельзя сказать, что учителя школ не участвуют в решении проблем старшеклассников. На вопрос "Есть ли в школе учителя, способные помочь в трудную минуту, около половины опрошенных (49,6%) ответили, что есть, но их мало, 11,3% - что их много, 12,9% - что таких учителей в школе нет. Несмотря на возрастной нигилизм, подростки заинтересованы в помощи со стороны учителей и рассчитывают на внимание к своим проблемам, среди которых были названы следующие: 
- постоянные назидания со стороны родителей и ссылки на чужой опыт (67,7%);
- постоянные наставления с стороны родителей и близких родственников (61,3%);
- диктат и насилие со стороны учителей (39,3%), родителей (32,1%) и товарищей (28,5%);
- другие проблемы (40,0%).
  У 19,5% подростков были конфликты с милицией по поводу поведения в общественных местах ( среди "трудных" - у 41,7%). 65,7% старшеклассников жалуется на непонимание со стороны родителей, 26% - со стороны учителей и 18,4% - со стороны товарищей. Внимание к подростковым проблемам со стороны педагога, которому они доверяют, более всего ценится старшеклассниками-девиантами, поскольку степень доверия к родителям у них часто невысока. Так, больше половины опрошенных в ходе социологических исследований старшеклассников, "трудных" (55,6%) никогда не рассказывает о своих проблемах отцу и около трети (29,9%)-матери. Степень доверительности в отношении родителей в совокупности "трудных" и "обычных" различается существенно (см. табл. 1.). 
 
Таблица 1. Степень доверительности старшеклассников в отношениях с родителями (%)
Рассказывают о своих проблемах  В совокупности "трудных” подростков   В контрольной группе
                            Всегда            Иногда           Никогда         Всегда            Иногда           Никогда
Отцу                        1,8               42,6              55,6                     5,6                 44,3                50,1
Матери                     25,5             45,8              28,7                     32,9               51,1                16,0
Другим
родственникам           12,0            22,0              66,0                     6,4                37,7                55,9
 
 
 Степень комфортности подростка в семье определяется его взаимоотношениями с родителями, в первую очередь с матерью. Более низкий уровень доверительности к старшим членам семьи говорит о дефектах семейного общения и дезадаптации подростка в семье. Низкий уровень доверительности в отношениях с родителями позволяет прогнозировать высокую степень деструктивности в разрешении семейных конфликтов между старшими членами семьи и подростком, когда столкновение не разрешает, а усиливает противоречия, сохраняется и даже нарастает напряженность во взаимоотношениях членов семейной группы и, как следствие, сеью может коснуться проблема наркомании. 
 Как правило, в семьях с низким уровнем доверительности между родителями и подростками, родители редко знают, что и где делают их сын или дочь в свободное время. Не случайно, среди подростков-девиантов положительных ответов на вопрос "Знают ли родители, где Вы бываете в свободное время?" было существенно меньше, чем в контрольной группе (см. табл. 2.). 
 
Таблица 2. Осведомленность родителей о том, где старшеклассник проводит свободное время, %
Знают ли родители, где старшеклассник проводит свободное время У "трудных” подростков    У подростков контрольной группы

                   Всегда знает  Иногда знает  Никогда не знает      Всегда знает  Иногда знает Никогда не знает
Мать                    34,2        52,9                       12,9                      44,4              44,9                   10,7
Отец                    16,1        51,8                      32,1                       27,1              45,8                   27,1
 
 
Таким образом, одним из направлений профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних следует считать своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания.
 Мотивы приобщения несовершеннолетних к наркотическим и токсическим веществам можно представить в виде четырех обобщающих блоков: стресс, внушаемость, любопытство, подражание. 
  Наиболее отчетливо в качестве мотива наркомании у подростков просматривается любопытство - ценнейшее качество личности, которое в детском и подростковом возрасте вследствие наличия базовой возрастной иллюзии ("со мной ничего не может случиться") иногда приводит к непоправимому ущербу и, даже, гибели. У подростков жажда новых впечатлений сильнее страха смерти, а поиск физического риска - это продолжение поиска нового опыта. Особенно здесь обращает на себя внимание присущее возрасту стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточно сформированным представлением о ценности жизни. Экспериментирующие над собой подростки часто забираются на высоту, подвергают себя различного рода лишениям, испытывают волю болезненными экспериментами (прижигают кожу, наносят татуировки). Как показали исследования ценностных ориентаций старшеклассников, ценность "здоровье" у городских учащихся, занимает по значимости восьмое место в ряду значимых жизненных ценностей. 


  Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости подростков в возрасте 12-14 лет, так как многие из них выглядят такими независимыми, одеваются как более старшие молодые люди, они могут демонстрировать вполне взрослый уровень мышления и соответствующий лексикон. В действительности же эти подростки пугаются при просмотре фильмов-ужасов, нуждаются в продолжительном сне, заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Их любопытство тоже нуждается в соответствующем контроле своего удовлетворения. Да, им свойственна чувствительность к скуке, стремление к знакомству с новыми людьми, неприятие рутины, скучных занятий. Однако, при равной потребности в поиске впечатлений формы ее проявления на поведенческом уровне могут быть различны. Известны три формы ее опредмечивания: физический риск, интеллектуальная активность, социальный риск. Возрастная особенность подростков - связь устойчивых форм поведения с социальным риском. 
  Неотъемлемое условие втягивания в наркоманию - наличие группы, которая может включать хотя бы одного употребляющего наркотические или токсические вещества и формирование социальной зависимости от группы. 
  Анализ ответов респондентов на вопросы, фиксирующих как возможное употребление подростками наркотических и токсических веществ, так и отношение к нему, показал следующее. Круг знакомых, употребляющих наркотические и токсические вещества у "трудных" подростков шире, чем у подростков контрольной группы. Около половины (48,6%) опрошенных "трудных" ответили, что лично знакомы с людьми, употребляющими наркотические вещества и больше половины (56,9%) - с теми, кто употребляет токсические вещества. Среди "обычных" подростков таких ответов, соответственно, 34,6% и 25,7% 
  Ответы на вопрос о том, приходилось ли лично когда-либо употреблять наркотические и (или) токсические вещества были смещены в сторону "не пробовал" (68,1% у девиантов и 86,6% - у обычных подростков). 9,7% респондентов-девиантов и 6,4% "обычных" один раз употребляли наркотическое и (или) токсическое вещество, и ,соответственно 22,2% и 6,6% употребляли его несколько раз (см. табл. 4.).
 
 
Таблица 4. Частота потребления наркотических и токсических веществ старшеклассниками, %
Употребляли наркотические и (или) токсические вещества     В совокупности "трудных” подростков   В совокупности подростков контрольной группы
Однократно                                                                                           9,7                                                                           6,4
Несколько раз                                                                                       22,2                                                                          6,6
Не употребляли                                                                                      68,1                                                                         86,5
Не ответили                                                                                            0,0                                                                           0,5
 
 
 Безусловно, эти цифры лишь приблизительно отражают реальное положение подростковой наркомании, хотя бы потому, что основной массив опрошенных был из населенных пунктов с большей динамикой их потребления, а также потому, что подростки-девианты этих пунктов составили почти половину массива. 
  
Категория: Статьи | Добавил: Ольга
Просмотров: 2930 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
sitemap